Согласно определению, «бестиарием можно назвать вообще любой сборник статей о несуществующих животных, в том числе и современный». «Новый бестиарий» является частью серии выставок уличного искусства, в которой я рассматриваю стрит-арт через призму мифологического мышления и пытаюсь выявить связи между прошлым и настоящим.
Первая выставка этой серии — «Краткий справочник современной городской мифологии в картинках и схемах» (проекты кураторов и независимых сообществ) проходила на Винзаводе с 24 января по 8 марта 2023 года.
«Новый бестиарий» — особая глава моего исследования, дополняющая, но не завершающая эту серию. Выставка победила в опен-колле Зверевского центра современного искусства и будет реализована на этой площадке с 23 мая по 4 июня 2023 года.
Основная идея этой выставки — собрать в экспозиции множество реальных и вымышленных существ, появляющихся на стенах города. В этой главе я осознанно объединяю реальность и вымысел, потому что изображения животных в уличной культуре редко стремятся к натуралистичности. Скорее, художник осмысляет образ определенного животного, стилизует его и как будто придумывает заново. Поэтому условный заяц чаще похож не на зайца реального, а на вымышленное существо, далекое от первоисточника. В этом смысле художники неожиданно близки к составителям средневековых бестиариев. Монахи, часто никогда не покидавшие стен своих монастырей, составляли манускрипты опираясь больше на чужие рассказы и собственное воображение, чем на реальный опыт, поэтому бестиарии были населены удивительными, диковинными и не существующими на самом деле животными.
Для стороннего наблюдателя уличное искусство зачастую также непонятно и иллюзорно. Рисунки неожиданно появляются на стенах и также неожиданно исчезают. Что побуждает художников рисовать на улице, зная, что изображение в скором времени пропадет? Является ли это попыткой подчинить себе окружающий мир и упорядочить его, населив собственными животными?
Общий вывод для всей серии выставок. Граффити и стрит-арт — отдельное явление, часть новой городской мифологии, творимой сегодня. Рассматривать его можно не только с позиций принадлежности к искусству или культуре, но также и с применением оптики мифологического сознания.
Организация. К участию в выставке будут приглашены исключительно уличные художники и художники с уличным бэкграундом. Экспозиция формируется на
основании заявок, пришедших на опен-колл и прошедших отбор, поэтому на данный момент точный состав участников неизвестен.
В первой части экспозиции будут представлены непосредственно уличные работы или их копии. Часть работ будет создана на месте в дни монтажа. В случае, если задействовать стены галереи под создание изображений не представляется возможным, художники могут создавать работы на отдельных носителях (баннерная сетка, рулоны бумаги или пленки, фанера и т.п.). Также авторы могут предоставить готовые экспонаты (холсты, фото, объекты и т.д.).
В целом выставка должна производить впечатление некого антропологического исследования. Ко всем экспонатам бестиария будут добавлены необходимые описания и пояснения, а во второй части экспозиции будут собраны документальные материалы: например, видео с покрасов или фотофиксация рабочего процесса. Логичным продолжением экспозиции и ее своеобразным итогом будет создание оригинального фолианта с новым бестиарием, в котором своих животных смогут нарисовать не только участники, но и посетители выставки.